Внутришкольный контроль по русскому языку

 

Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Тест контрольного диктанта должен включать: а) орфограмм и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая); б) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая). Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:

 

Класс

Количество слов

Количество орфограмм

Количество пунктуационно смысловых отрезков

5

6

7

8

9

90-100

100-110

110-120

120-130

130-140

12

16

20

24

24

2-3

3-4

4-5

10

15

 

С помощью контрольного диктанта проверяется:

 

Время проведения диктанта

Что проверяется

1. Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1. Степень угасания правописных навыков.

2. Прочность овладения навыками правописания

2. Конец изучения темы

1. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

 

3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3. Конец года (по итогам заключительного повторения)

  1. Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.

 

2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года 

 

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

Рекомендуемое число контрольных работ:

Виды работ

5

6

7

8

9

диктант

8

8

6

5

3

изложения

2

2

2

3

3

сочинение

2

2

2

2

4

 

В 10-11 классах кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК МИОО рекомендует проводить следующее количество контрольных работ по русскому языку:

 

Виды работ

10 класс 1 час в неделю/ 2 часа/ 3 часа/ 4часа

11 класс 1ч./ 2ч./3ч./4ч.

Диктант

3/6/9/12

2/4/6/8

изложение

2/4/6/8

3/6/9/12

Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК рекомендует следующее количество сочинений: в каждом полугодии не менее 4, причем 2 – классных сочинения и 2 домашних. В конце учебного года рекомендуется в 10 классе проводить итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся). 

 

Рекомендуемые нормы оценки за диктант:

 

Отметка

 Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

Более чем за отметку «2»

 

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится  та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия «грубые-негрубые» ошибки и «однотипные-неоднотипные» ошибки.