Внутришкольный контроль по русскому языку
Основным методом проверки орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется
на этапе контроля. Тест контрольного диктанта должен включать: а) орфограмм и
пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется
в настоящее время (2-3 случая); б) основные и важнейшие орфограммы и
пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в
тексте контрольного диктанта:
Класс |
Количество слов |
Количество орфограмм |
Количество пунктуационно смысловых отрезков |
5 6 7 8 9 |
90-100 100-110 110-120 120-130 130-140 |
12 16 20 24 24 |
2-3 3-4 4-5 10 15 |
С помощью контрольного диктанта проверяется:
Время проведения диктанта |
Что проверяется |
1. Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем
классе) |
1. Степень угасания правописных навыков. 2. Прочность овладения навыками правописания |
2. Конец изучения темы |
1. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме 2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме
(всех, если их не более трех, или основных) 3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных
в предшествующих темах |
3. Конец года (по итогам заключительного повторения) |
2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые
изучались в течение учебного года |
Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения
и изложения.
Рекомендуемое число контрольных работ:
Виды работ |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
диктант |
8 |
8 |
6 |
5 |
3 |
|
изложения |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
сочинение |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
|
В 10-11 классах кафедра методики преподавания русского языка, литературы и
МХК МИОО рекомендует проводить следующее количество контрольных работ по
русскому языку:
Виды работ |
10 класс 1 час в неделю/ 2 часа/ 3 часа/ 4часа |
11 класс 1ч./ 2ч./3ч./4ч. |
Диктант |
3/6/9/12 |
2/4/6/8 |
изложение |
2/4/6/8 |
3/6/9/12 |
Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно
проводятся после изучения каждой монографической темы. Кафедра методики
преподавания русского языка, литературы и МХК рекомендует следующее количество
сочинений: в каждом полугодии не менее 4, причем 2 – классных сочинения и 2
домашних. В конце учебного года рекомендуется в 10 классе проводить итоговое
сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся).
Рекомендуемые нормы оценки за
диктант:
Отметка |
Число
ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» |
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» |
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» |
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть
ошибки однотипные и негрубые) |
«2» |
7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
«1» |
Более чем за отметку «2» |
«Нормы оценки...» не
только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое
количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и
количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия «грубые-негрубые»
ошибки и «однотипные-неоднотипные» ошибки.